Благодаря взаимодействию власти и бизнеса удалось предотвратить социальный взрыв в подмосковном городе Озёры В начале июня рабочие цементного завода в городе Пикалево Ленинградской области, много месяцев не получавшие зарплату, перекрыли федеральную трассу Вологда-Новая Ладога. Ситуацию пришлось «разруливать» лично премьер-министру Владимиру Путину, который возложил ответственность за социальную катастрофу на владельца предприятия Олега Дерипаску.
Зашатались кресла под главами города и района и даже под губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым, которые допустили отключение города от энерго- и теплоснабжения из-за хронических неплатежей. После драматических событий в Пикалево вся страна вновь заговорила о проблеме моногородов. В 1960-70 годах на карте СССР появились сотни новых городов с населением в несколько десятков тысяч человек. Они строились вокруг крупных промышленных предприятий для обеспечения их рабочей силой. Большую часть их населения составляли приезжие из других регионов, которые получали здесь жильё, проходили профессиональное обучение, соответствующее профилю предприятия, и всю жизнь работали по этой специальности. В 1990-х годах, после краха советской экономической системы, большинство моногородов оказались на грани экономического коллапса. Предприятия останавливались, тысячи людей одновременно оставались без работы. При этом возможности продать жилье и переехать в другой город у них тоже не оставалось – квартиры в таких городах оказывались неликвидны. В некоторых случаях предотвратить социальный взрыв удавалось за счет средств из федерального бюджета – достаточно вспомнить шахтёров, которые, постучав касками по Горбатому мосту осенью 1998 года, смогли выбить дотации угледобывающим предприятиям Воркуты, Коми и других регионов, ставших нерентабельными из-за падения цен на уголь. В тех моногородах, где градообразующие предприятия продолжали работать в составе вертикально интегрированных холдингов или самостоятельно, уровень жизни был невысок, но в период промышленного роста 2000-х годов, он постепенно повышался. А потом грянул кризис, предприятия лишились заказов, их дальнейшая эксплуатация экономически бессмысленна и может привести лишь к банкротству, остановить их тоже нельзя – пикалевский сценарий начнет повторяться по всей стране, и в конечном счете прольется кровь.
Поддерживать все убыточные предприятия за счет бюджетных дотаций, невозможно – бюджет не резиновый, да и налогоплательщики к такому способу распределения их денег вряд ли отнесутся с одобрением. Ситуация кажется безвыходной, однако эффективный способ решения проблемы моногородов существует, причем за примерами не нужно далеко ходить. В 35 километрах от Коломны расположен типичный моногород Озёры, жизнь в котором в последние 150 с лишним лет полностью зависела от работы единственного крупного предприятия – текстильной фабрики. Производство тканей здесь было создано еще в первой половине XIX века купцом Щербаковым. В 1970-х годах на месте старой фабрики был возведен текстильный комбинат «Рабочий» - одно из крупнейших предприятий советской легкой промышленности, которое обеспечивало в основном военные заказы. Вокруг комбината его же строительным управлением были возведены школы, детсады, поликлиники и жилые кварталы, которые заселили текстильщики, съехавшиеся со всей страны. В начале-середине 1980 годов на предприятии работали более 10000 озерчан, а 30-тысячный город фактически являлся «приложением» к этому промышленному гиганту, частью его инфраструктуры. К комбинату были подведены ветка железной дороги и магистральный газопровод, он был подключен к энергосети с выделенной мощностью 52 мВт. «Рабочий» снабжал свое большое «общежитие для сотрудников» светом и газом. На его территории находились котельные, обогревавшие город, и артезианские скважины, обеспечивавшие его водой. Территория комбината площадью 42 гектара находилась в самом центре города Озёры. «Рабочий» был его сердцем, мозгом и смыслом существования.
В начале 1990-х годов предприятие было приватизировано, преобразовано в ОАО «Текстильная фабрика «Ока», но для его работников мало что изменилось: они продолжали выпускать тысячи погонных метров тканей для солдатских гимнастерок. Позже, у комбината появились новые источники доходов: например, он стал производить текстиль по заказам шведской компании ИКЕА, пытался выйти на рынок с «гражданской» продукцией – постельным бельём и другими текстильными изделиями. Серьезные финансовые затруднения у градообразующего предприятия начались в середине 2000 годов. К тому времени оборудование морально устарело, качество продукции упало. ИКЕА отозвала заказы, Минобороны переключилось на других поставщиков. Добила «Оку» конкуренция с китайскими текстильщиками, в 2007 году компания, задолжавшая банкам и налоговой службе несколько десятков миллионов рублей, объявила себя банкротом, и производство было остановлено. Федеральных трасс никто не перекрывал, поэтому страна не заметила трагедии маленького городка, обреченного на постепенное вымирание. Озерчане начали постепенно уезжать в Москву и в соседние города. Почти половина трудоспособного населения ежедневно ездит на работу в Ступино, Каширу и Коломну. Надежда на возрождение города появилась в конце 2008 года, когда обанкротившуюся фабрику на ликвидационном аукционе купила компания «Флагман». Эта структура намерена развернуть на ее территории современный индустриальный парк «Озёры» и предложить инвесторам и арендаторам более180000 кв.метров производственных, офисных и складских площадей а также возможность строительства на территории парка собственных зданий и сооружений. В процессе реализации этого проекта в городе возникнут тысячи новых рабочих мест.
Руководство «Флагмана» и представители администрации района утверждают, что при наборе сотрудников приоритет будет отдаваться местным жителям. Для их профессиональной переподготовки в соответствии с профилем будущих производств в Озёрах создается специальный учебный центр. Индустриальными парками называют крупные производственно-складские комплексы с единой инфраструктурой. Их владельцы строят либо реконструируют имеющиеся корпуса, обеспечивают подключение электричества, тепла, воды, газа, канализации, линий связи, доступ к транспортным сетям, а затем целиком или по частям продают или сдают их в аренду клиентам. Обычно собственник или управляющая компания также берет на себя дополнительное обслуживание арендаторов: организует охрану, техническое содержание цехов, транспортное обслуживание, поставку энергоресурсов и оборудования, материально-техническое снабжение, вывоз отходов и т.д.
Первый индустриальный парк был создан в 1896 году в английском городе Манчестере. В 1910 году в нем был размещен первый в Европе автомобильный завод концерна Ford. С тех пор индустриальные парки получили самое широкое распространение в Соединенных Штатах, Европе и Азии. С конца 1990-х годов этот формат активно развивается и в России. Как правило арендаторами или покупателями площадей в индустриальных парках становятся международные корпорации, которые стремятся развернуть производство внутри страны. Наиболее интересный для них регион – Московская область: их привлекает развитая транспортная инфраструктура, недорогая и высококвалифицированная рабочая сила, и, что наиболее важно, прямой доступ на столичный рынок сбыта. В последние годы ощущался острый дефицит промышленных площадок, качество которых устраивало бы иностранных инвесторов. Поэтому Правительство Московской области в начале прошлого года разработало и внесло на рассмотрение Мособлдумы законопроект «О промышленных округах Московской области». Согласно этому проекту предполагается Подмосковье предполагается создать более 20 специальных экономических зон различной специализации, таких как индустриальные парки, агропромышленные парки, логистистические парки и технопарки. Их создателям и арендаторам обещаны налоговые послабления и всесторонняя поддержка властей. Однако, на практике работа по созданию десятков промышленных округов велась вяло. Причин тому несколько. Во-первых, муниципальные образования сами не имели средств на строительство или реконструкцию индустриальных парков, а привлечь внешнего инвестора в такой проект было непросто.
Создание таких объектов требует значительных инвестиций, исчисляемых десятками миллионов долларов, которые окупаются в течение 10-15 лет. Для большинства предпринимателей – это слишком долгий срок. Тем инвесторам, которые проявляли интерес к подобным формам бизнеса, далеко не всегда удавалось достичь взаимопонимания с муниципальными властями. Высокие административные барьеры, вымогательство взяток, завышенная стоимость земли и подключения к сетям разрушили планы по созданию индустриальных парков в ряде подмосковных районов. В Озёрах подобных проблем не ожидается. Компанию «Флагман» в районе знают, она успела реализовать здесь множество успешных проектов: открыла современную гостиницу, построила несколько торговых и офисных центров. Более того, новый Глава Озёрского муниципального района Сергей Козлов, избранный на эту должность 1 марта 2009 года, до выборов возглавлял компанию «Флагман». Его главные предвыборные обещания – привлечь в район новых инвесторов, восстановить производство на бывшей текстильной фабрике и создать новые рабочие места. Так что скорейший запуск новых производств на базе индустриального парка «Озёры» - сейчас является общей задачей как собственников промплощадки так и местных властей. Вопрос который сейчас больше всего волнует озерчан, какие именно производства в ближайшее время разместятся на территории бывшей текстильной фабрики. Исполнительный директор компании «Флагман» Игорь Бородин рассказывает, что к проекту проявили самый живой интерес корейский производитель электроники LG, германская корпорация Siemens, американская фирма John Deer, выпускающая сельхозтехнику, и другие международные промышленные гиганты. Один из них станет «якорным» арендатором индустриального парка. Одновременно ведутся переговоры с представителями малых и средних компаний из Москвы и Московской области, для которых в корпусах бывшей текстильной фабрики место тоже достаточно. Уже подписаны первые контракты с арендаторами: в индустриальном парке сейчас создается цех по производству нестандартных металлоконструкций, в ближайшее время будет запущенна линия по розливу бутлированной воды. Это позволит уже до конца года создать в Озёрах несколько сотен новых вакансий.
«Я бы предпочел, чтобы на фабрике появился один крупный производитель, а не десятки мелких и средних: району с ним было бы удобнее работать. – говорит глава района Сергей Козлов. – Но международные компании пока выжидают, когда ситуация в глобальной экономике станет более определенной. Мы ждать не можем, новые рабочие места и источники поступления средств в бюджет района нужны уже сейчас». Пример конструктивного взаимодействия предпринимателей и администрации в Озёрах показывает, что реализация масштабных даже в условиях глобального экономического кризиса возможна реализация масштабных бизнес-проектов. При этом не возникает противоречия интересов власти, бизнеса и местного населения. Их общими усилиями удалось не допустить повторения пикалевского сценария в подмосковных Озёрах. www.ozpark.ru